Психолого-педагогическое сопровождения детей раннего возраста

Государственное областное бюджетное учреждение

"Старорусский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"

г. Старая Русса
Новгородской области

Психолого-педагогическое сопровождения детей раннего возраста

 

  

 

Служба ранней помощи в Старорусском районе была открыта в 2000 году с целью развития системы раннего выявления детей, нуждающихся в помощи; оказания помощи ребёнку и его семье в решении актуальных задач развития и жизни ребёнка.

 

В Службе ранней помощи ГОБУ «Старорусский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» на настоящий момент работают такие специалисты, как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, которые в процессе оказания помощи детям и семьям взаимодействуют друг с другом, как междисциплинарная команда.

 

В Службу ранней помощи может обратиться любая семья, которая воспитывает ребёнка в возрасте от рождения до 4 лет. Семья может обратиться как самостоятельно, так и по направлению специалиста (врача, педагога, психолога, социального работника). Специалисты нашей Службы отвечают на запрос любой семьи, обеспокоенной развитием ребёнка, принимают ребёнка не зависимо от имеющихся у него нарушений. Именно такой подход позволяет выявить возможные риски и отставание в развитии как можно раньше.

 

Посещение Службы ранней помощи может быть вызвано различными запросами семьи. Не все обращающиеся семьи нуждаются в индивидуальной длительной помощи специалистов. Одним семьям необходимо однократное консультирование по вопросам развития, другим – несколько подробных консультаций или занятия для разрешения сложившейся ситуации (психологические травмы). Некоторым детям и семьям необходимы групповые занятия с целью приобретения социального опыта, совершенствование навыков коммуникации (речи). Для детей, имеющих такие проблемы, в рамках Службы функционируют коррекционно-развивающие и развивающие детско-родительские группы:

- Программа «Музыка с мамой» (развитие когнитивного, физического, социального и эстетического развития детей раннего возраста средствами музыкального воспитания через развитие творческого контакта между родителями и ребёнком;

- Программа "Маленькие эрудиты", направленная на развитие мелкой моторики, игровой деятельности у детей раннего возраста;

- Гармонизация эмоциональных отношений матери и ребенка;

- Развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы детей раннего возраста;

- Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой речевого развития;

- Программа "Развивай-ка" для детей, имеющих проблемы познавательного и речевого развития;

- Программа по развитию познавательной и речевой сферы у детей младшего дошкольного возраста. 

Целевые группы

В программах раннего вмешательства, прежде всего, нуждаются:

1. Дети, имеющие диагностическое отставание в развитии (скрининговая диагностика по шкалам развития).

2. Дети, имеющие медицинские диагнозы (снижение слуха, слепота, слабовидение, церебральные и спинальные параличи любой этиологии, генетические синдромы, наследственные заболевания, врождённые аномалии развития (аномалии развития ЦНС, аномалии развития других органов и систем), серьёзные трудности в контакте с ребёнком, задержка речевого развития.

3. Дети, относящиеся к биологической группе риска (недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой тела менее 1500 граммов).

4. Дети, воспитывающиеся в неблагоприятных социально-экономических условиях.

5. Дети, которых воспитывают молодые родители.

6. Дети, у которых наблюдаются серьёзные изменения в поведении.

 

Если у родителей и специалистов возникает беспокойство по поводу развития ребёнка в одной или нескольких областях, у ребёнка есть тяжёлый медицинский диагноз, уже есть нарушения развития, специалистами принимается решение о включении ребёнка и семьи в раннюю помощь. Далее специалистами и родителями реализуется индивидуальная программа сопровождения.

Специалисты Службы, работая с данной категорией детей, ставят перед собой следующие задачи:

·      создание нормальных условий для развития ребёнка – наличие развивающего общения, игрушек, занятий, возможность играть со своими сверстниками, посещать детские праздники и пр.;

·   максимально возможное развитие и поддержка функциональных способностей ребёнка в соответствии с его возможностями;

·   образование и поддержка семьи – консультирование, участие в заседаниях родительских клубах: «Компетентный родитель» для родителей детей с трудностями в развитии и «Мы вместе» для родителей детей-инвалидов, издание журнала для заботливых родителей «Маленькая страна».

Работа Службы в целом и каждого специалиста в отдельности строится на основе следующих принципов и подходов:

·  добровольность. Решение обратиться в Службу и включить ребёнка и семью в программу помощи исходит от родителей. Роль специалистов – донести информацию о  возможностях Службы через: учреждения здравоохранения, образования, родителей и интернет-ресурсы;

·   ориентированность на личность ребёнка;

·   ориентированность на семью и партнёрство;

·   междисциплинарность;

·   конфиденциальность.

 

Итак, раннее выявление нарушений развития или риска их возникновения является условием включение ребёнка и семьи в раннюю помощь. При этом, нужно не только выявить, но и своевременно направить семью в Службу ранней помощи. Несомненно, огромную роль в диагностике имеют медицинские учреждения. Иногда нарушение выявлено сразу после рождения, а семья обращается в Службу в 3 года по рекомендации бюро МСЭ и драгоценное время упущено, так как доказано, что помощь наиболее эффективна, если она начинается как можно раньше, так как в первые годы жизни ребёнка закладываются основы для его будущего развития.

 

Мы рады всем гостям нашего сайта, ответим на все интересующие Вас вопросы и всегда готовы к диалогу и сотрудничеству.

 

График работы:

Понедельник – пятница: с 8.00 до 17.00, перерыв 13.00 - 14.00;

Выходные дни: суббота и воскресенье.

Тел.: (81652) 3-35-45, 3-76-89

 

 

Дата последнего обновления страницы 29.03.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»