Часто задаваемые вопросы

Государственное областное бюджетное учреждение

"Старорусский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"

г. Старая Русса
Новгородской области

Часто задаваемые вопросы

 

  • Для кого работает служба ранней помощи? 

В Службу ранней помощи может обратиться любая семья (либо лица, замещающие родителей), которая воспитывает ребёнка в возрасте от рождения до 4 лет. Семья может обратиться как самостоятельно, так и по направлению специалиста (врача, педагога, психолога, социального работника). Посещение Службы ранней помощи может быть вызвано различными запросами семьи: консультирование по вопросам поведения, развития ребёнка, для разрешения сложившейся ситуации (психологической травмы); групповые занятия с целью приобретения социального опыта, совершенствование навыков коммуникации (речи).

Индивидуальная длительная помощь специалистов оказывается семьям и детям, имеющим высокий риск неблагоприятного развития: дети, имеющие диагностированное отставание в развитии; дети, имеющие один из следующих медицинских диагнозов: снижение слуха или подозрение на снижение слуха, слепота, слабовидение, церебральные и спинальные параличи, генетические синдромы, врождённые аномалии развития, тяжёлые органические поражения ЦНС, серьёзные трудности в контакте с ребёнком, подозрение на ранний  детский аутизм, заикание, тики; недоношенные и маловесные дети; дети, воспитывающиеся в неблагоприятных социально-экономических условиях.

Когда дети, которым нужны услуги Службы ранней помощи, не получают их, у них могут наблюдаться более тяжёлые, чем могли бы быть нарушения в развитии.

  • Чем занимается служба ранней помощи?

Специалисты Службы изучают запрос родителей, в основе которого лежат потребности ребёнка и семьи и  в рамках своей компетентности оказывают практическую помощь.

Цель работы состоит в том, чтобы улучшить развитие ребёнка, основываясь на его сильных сторонах, возможностях и ресурсах.

Задачи работы состоят в следующем:

1. нормализация жизни ребёнка (создание нормальных условий жизни, условий для развития ребёнка, создание нормального общества вокруг ребёнка);

2. максимально возможное развитие и поддержка функциональных способностей ребёнка в соответствии с его возможностями. Развитие способностей касается следующих областей: в области развития навыков коммуникации (речи или развития альтернативных способов коммуникации), в познавательной области развития, в социальной области, в области развития движений, в области самообслуживания;

3. поддержка семьи (обучение окружающих людей, изменение их отношения к ребёнку с нарушениями).

  • Чем группа кратковременного пребывани (КГП) отличается от обычной группы детского сада?

ГКП работает от трёх до четырёх часов в день, обычно с 9 утра до 12-13 часов дня. При этом питание для воспитанников не предусмотрено.

  • Она предназначена только для льготников?

В ГКП может попасть любой желающий. Только для этого надо заявить о своём желании и встать в очередь. Обычно для кратковременных групп существует отдельная очередь и возрастной ценз, в который ребёнок может туда попасть. В очереди на ГКП действуют те же правила, что и в обычной очереди на детский сад.

  • Требуется ли для ГКП медицинская карта?

Да, в группу кратковременного пребывания требуются те же медицинские обследования, что и я для обычной группы.

  • Какие развивающие занятия предусмотрены в ГКП?

Занятия в группе кратковременного пребывания – те же, что и в обычной группе. Как правило, это лепка, рисование, конструирование, аппликация, музыкальные игры. В день у воспитанников группы может быть от одного до двух занятий. И, конечно, прогулка.

  • Могут ли не принять в группу кратковременного пребывания?

Если вы прошли по очереди в группу кратковременного пребывания и предоставили медицинскую карту, то причин для отказа не может быть.

  • Что такое опека и попечительство?

Опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

  • Что такое приемная семья?

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью.

  • Что такое полное государственное обеспечение?

Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,- предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

  • Кто может стать приемным родителем?

Приёмными родителями (родителем) могут быть лица обоего пола, за исключением: лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лиц,  лишённых по суду родительских прав или ограниченных судом родительских прав; отстранённых от обязанностей опекуна(попечителя) за ненадлежащее выполнени56 возложенных на него законом обязанностей; бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине; лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребёнка (детей) в приёмную семью.

  • Может ли усыновить/взять под опеку ребёнка одинокий человек?

В законодательстве предусмотрено, как усыновление супружеской парой, так и одиноким, не состоящим в браке, усыновителем. Для опекунов также не существует подобного ограничения.

  • Существуют ли ограничения по возрасту усыновителей и опекунов?

Усыновить/взять под опеку могут только совершеннолетние граждане, законодательных ограничений по возрасту для усыновителей и опекунов не существует. При этом на орган опеки и попечительства возложена обязанность и право определять целесообразность устройства конкретного ребенка в конкретную семью, в том числе и определять возрастные ограничения замещающих родителей исходя из интересов ребенка.

Существует ограничение по минимальной разнице возрастов между усыновителем, не состоящим в браке и ребенком - она должна составлять не менее 16 лет (п.1, ст.128 СК РФ). По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.

  • Какие денежные расходы несут усыновители при подборе и усыновлении ребенка?

Все процедуры усыновления бесплатны. Подача заявлений, медицинские освидетельствования кандидатов и детей, получение всех справок - всё бесплатно. Госпошлина в суде не взимается.

  • Что такое Школа приемных родителей?

Это курс теоретических и практических занятий, который проходят кандидаты в замещающие родители, желающие принять на воспитание в свою семью приемного ребенка. Обучаться можно как по очной, так и по очно-заочной программе. Программа составляет 50 академических часов.

  • Какова цель Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей?

Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей (далее кандидаты в замещающие родители), формирование у них родительских компетенций.

  • Какие документы необходимы для прохождения Школы приёмных родителей?

Паспорт кандидата и направление органа опеки и попечительства на прохождение обучения по Программе подготовки лиц, желающих взять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

  • Какие документы необходимо заполнить, чтобы начать  обучение по Программе  подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей?

Заполняется согласие на обработку персональных данных;

- заявление гражданина, выразившего желание пройти подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей;

- заявление о согласии на проведение психологического обследования лица, желающего  принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и его семьи;

- договор в двух экземплярах о проведении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей;

- договор в двух экземплярах о проведении психологического обследования лица, желающего  принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и его семьи.

  • Какие документы выдаются после окончания Школы приёмных родителей?

После окончания обучения кандидатам в замещающие родители выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и психолого-педагогическое заключение по результатам психологического обследования. Свидетельство входит в список обязательных документов для получения заключения на опеку или усыновление ребенка.

  • Кто такой тьютор?

Тьютор - (англ. tutor — наставник) — исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования.

  • Что такое дистанционное обучение?

Что представляет собой дистанционное обучение в школе? Это общение учителя и ученика посредством интернет-технологий. Ученик получает доступ к видео-урокам, методическим материалам, онлайн-общение с учителем.

  • Какие дети могут обучаться дистанционно?

- дети - инвалиды с 1 класса и до окончания школы, находящиеся на домашнем обучении;

- дети - инвалиды не имеющие противопоказаний работы на компьютере.

  • Какие документы необходимы для организации дистанционного обучения?

1.     Заявление родителей на организацию дистанционного обучения

2.      Действующая справка МСЭ

3.     Заключение ПМПК

4.     Паспорт родителя (законного представителя)

5.     Свидетельство о рождении ребенка

6.     Приказ образовательного учреждения об организации обучения на дому

7.      Расписание уроков в общеобразовательной школе.

  • Как организуется дистанционное обучение?

Предоставляется анкета с перечнем предметов (общеобразовательные, коррекционные дисциплины и дополнительного образования);

На время дистанционного обучения, на безвозмездной основе обучающимся предоставляется рабочее место (комплект оборудования т.е. системный блок, монитор, наушники, колонки, веб камера, клавиатура, мышь, лицензионные обучающие программы и многое другое в зависимости от выбранных дисциплин);

Составляется расписание уроков по дистанционному обучению (учитывается расписание общеобразовательной школы);

Заключается договор об организации дистанционного обучения и  договор о передаче оборудования в безвозмездное пользование и ответственное хранение оборудования.

  • Вопрос: «Что означает формулировка «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья?»

«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий»

К категории обучающихся с ОВЗ относятся дети:

  1. с тяжелыми нарушениями речи;

  2. с задержкой психического развития;

  3. с нарушениями слуха;

  4. с нарушениями зрения;

  5. с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА);

  6. с интеллектуальной недостаточностью;

  7. с аутизмом (РДА);

  8. дети с выраженными поведенческими нарушениями (психическими отклонениями).

  • Вопрос: «Что такое специальные условия получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья?»

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

  1. использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и

  2. дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,

  3. предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,

  4. проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,

  5. обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых  невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

  • Вопрос: Каков срок действия заключения ПМПК? В каких случаях нужно проходить ПМПК повторно?

Согласно п. 23 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Таким образом, каждый год проходить ПМПК не нужно. Если родители предоставили заключение в образовательное учреждение до истечения года, то оно действительно, максимум, на ступень обучения, либо на срок, указанный в заключении.

  • Скажите, с какого возраста родителям нужно обратить внимание на речь ребенка?

Обратить внимание нужно уже с раннего возраста, когда начинается лепетная речь. Если к полутора годам у ребенка нет лепетной речи – слогов типа «ма-ма-ма», „па-па-па“, — то уже стоит сходить на консультацию к специалисту.

  • Заниматься с ребенком уже по конкретным дефектам можно дома? Или лучше ходить к логопеду?

Первично, конечно, нужно сходить на консультацию к специалисту, чтобы помогли выстроить правильную программу занятий дома. Если у родителей есть возможность посещать занятия, то хотя бы раза два в неделю – не помешает. 

  • Какие существуют методики работы с детской речью? 

Методик очень много. Они подбираются индивидуально под каждого ребенка. Если у ребенка нарушение звукопроизношения, но язык никак не хочет слушаться, не встает в нужную позицию, можно делать артикуляционную гимнастику. Даже нужно ее делать, чтобы ребенок научился правильно держать язычок. Второй вариант – можно делать специальный массаж. Можно обучить этому и родителей. Третий вариант – есть методики и авторские, и сборные по постановке звуков. Хорошие методики по постановке звуков – авторы Азова и Чернова, Комарова. Дальше идет уже программа по автоматизации и дифференциации звуков. 

  • Вызывают ли задержку речи планшеты, компьютеры, телевизоры и т.п.?

Да, гаджеты и другие электронные устройства – одна из причин задержки развития речи. Они очень удобны – ребенок увлекается игрой или мультиком, а у мамы появляется время заняться своими делами – готовкой, уборкой, звонками по работе и т.д. Однако у ребенка не появляется потребности сказать что-либо – это и приводит к задержке развития речи. Понятно также, что помимо речи страдает и зрение.
Основные советы – ограничить использование подобных устройств 15 минутами в день, а также полностью исключить их перед сном.

  • Моей дочери 2 года 10 месяцев. Говорим 7-10 слов, остальное – на своём языке. В садике нам сказали, что к логопеду еще рано. Педиатр говорит, что это скорее всего задержка развития речи. Невролог предлагает лечиться медикаментозно. Как быть?

В этом возрасте дети должны говорить около 1000 слов. Рекомендуем Вам не затягивать и обратиться к логопеду, дефектологу, т.к. задержка речевого развития часто влечет за собой задержку психического развития — потом придется корректировать не только речь.

  • Что делает учитель-дефектолог? Что делает учитель-логопед?

Дефектолог - специалист широкого профиля, работающий со всеми категориями детей с особенностями психофизического развития (далее ОПФР).
Уровень подготовки учителя-дефектолога предполагает наличие у него навыков логопедической коррекции, он владеет приемами работы по развитию речи, а также приемами коррекции звукопроизношения.
Логопед изучает причины и структуру нарушений речи, определяет пути исправления речевых дефектов, подбирает обучающие и воспитательные приемы и средства для правильного развития речи.
Логопед занимается любыми речевыми проблемами в любом возрасте. Также работает над развитием у ребенка памяти, внимания, мышления, восприятия, произвольности, моторики и т.д, он владеет всеми необходимыми для этого приемами работы и методиками.

  • Нужно ли делать домашние задания и как?

Для преодоления речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. 
Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.
Весь речевой материал, полученный в качестве домашнего задания от логопеда, должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания:
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. 
Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

  • Чем занимается учитель-логопед?

Вопреки распространенному мнению,  логопед не только «ставит» звуки. В задачи логопеда также входит формирование фонематического восприятия звуков и элементарных навыков звукового анализа и синтеза, лексико-грамматическое развитие речи, развитие связной речи, формирование устной и письменной речи.

  • Как попасть на занятия к учителю-логопеду?

Для того, чтобы попасть на занятия к учителю-логопеду в ГОБУ «Старорусский ЦППМС», необходимо, при наличии документов (паспорта родителей или лиц их замещающих,  свидетельства о рождении ребенка и др.) записаться на первичный прием к педагогу-психологу, с целью выявления причины обращения. Далее, педагог-психолог направит вас на диагностику ребенка к учителю-логопеду.

  • Могут ли родители сами исправить речь ребенка?

Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например: Максаков А.И., Тумакова  Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» и др.

Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития.

  • С какого времени можно обратиться к логопеду?

В норме ребенок начинает говорить с 1,5 – 2 лет. Если не начал говорить в 2 года нужно уже прийти на консультацию, чтобы выявить причины и начинать что-то предпринимать. Если же ребенок начал говорить и вас беспокоит его «каша во рту», так же можно обратиться за консультацией – чтобы предпринять меры по предотвращению неправильного звукопроизношения. Если ребенку уже 6 лет, а он до сих пор не выговаривает некоторые звуки – срочно к логопеду! Ваш ребенок уже школьник, но имеет трудности с чтением и письмом – так же необходимо обратиться к специалисту для выявления причин этого.

  • Чья роль в процессах закрепления звуков больше –логопеда или родителей?

Многие родители снимают с себя всю работу – они отдали ребенка на занятие и все должно быть хорошо. Это неправильно.  Чем чаще и упорнее вы будете заниматься дома и закреплять пройденный на занятии с логопедом материал (два раза в день), тем скорее и лучше пойдет процесс автоматизации.

Дата последнего обновления страницы 27.09.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения